Групповые помещения

чт, 12/09/2024 - 15:29

Пространство групп организовано с учётом требований ФОП ДО по 12 центрам, оснащённых достаточным количеством развивающих материалов. Оснащение центров меняется в соответствии с комплексно-тематическим планированием образовательного процесса с учётом регионального компонента и традициями ДОО. Используются разнообразные материалы, игры, игрушки и оборудование, обеспечивающие свободный выбор детей.

Игровой материал периодически сменяется: вносятся новые предметы, стимулирующие игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей, что позволяет соблюдать принцип вариативности среды. Во всех группах разной направленности дети имеют свободный доступ ко всем объектам предметно- пространственной среды, которые безопасны и надёжны в их использовании.

В каждой группе создана уютная естественная обстановка, гармоничная по цветовому и пространственному решению. Использованы светлые пастельные тона для оформления стен, подобрана мебель естественных оттенков. Предметы мебели гармонируют друг с другом, оформлены в едином стиле. Для активизации эстетических впечатлений используется плакатная графика, художественные фотографии, предметы современного декоративного искусства, картины с использованием природного материала. 

В группах оборудованы центры:
-Центр двигательной активности
-Центр безопасности
-Центр игры
-Центр конструирования
-Центр логики и математики
-Центр экспериментирования
-Центр познания и коммуникации детей
-Книжный уголок
-Центр театрализации и музицирования
-Центр уединения
-Центр коррекции
-Центр творчества детей.

Помещения каждой группы условно разделены на 3 сектора:
-сектор для спокойной деятельности (продуктивной, дидактических игр, сюжетно/ролевых игр)
-сектор для конструктивной деятельности с разными видами конструкторов (напольные деревянные, пластиковые, LEGO), для игр с двигательными игрушками (транспорт, дид. игрушки, коляски для кукол).
-сектор, где сконцентрированы материалы и оборудование для познавательно-исследовательской деятельности.

Такое условное разделение пространства не создаёт резких границ для детей при выборе и организации различных видов детских культурных практик. Многие материалы и оборудование имеют полифункциональный характер и используются детьми в игровой, продуктивной и исследовательской деятельности. 

В соответствии с введением Рабочей программы воспитания в ДОО создана воспитывающая среда, особая форма организации образовательного процесса, реализующая цель и задачи воспитания, совокупность окружающих ребенка социально ценностных обстоятельств, влияющих на его личностное развитие и содействующих его вхождению в современную культуру. 

Развивающая предметно-пространственная среда в групповых ячейках ДОО обеспечивает максимальную реализацию образовательного потенциала помещений и участка детского сада, материалов, оборудования и инвентаря для развития детей раннего и дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учета особенностей и коррекции недостатков их развития.

Для детей раннего возраста образовательное пространство предоставляет необходимые и достаточные возможности для движения, предметной и игровой деятельности с разными материалами. Проведена реорганизация среды в соответствии с требованиями апробируемой комплексной программы для детей раннего возраста «Первые шаги».

В групповых помещениях оборудованы различные пространства: для игр, конструирования, уединения, экспериментирования; используются разнообразные материалы, игры, игрушки и оборудование, обеспечивающие свободный выбор детей. Игровой материал периодически сменяется: вносятся новые предметы, стимулирующие игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей, что позволяет соблюдать принцип вариативности среды.

Во всех группах разной направленности дети имеют свободный доступ ко всем объектам предметно- пространственной среды, которые безопасны и надёжны в их использовании.

В каждой группе создана уютная естественная обстановка, гармоничная по цветовому и пространственному решению. Использованы светлые пастельные тона для оформления стен, подобрана мебель естественных оттенков. Предметы мебели гармонируют друг с другом, оформлены в едином стиле. Для активизации эстетических впечатлений используется плакатная графика, художественные фотографии, предметы современного декоративного искусства, картины с использованием природного материала. Пространство групп организовано в виде хорошо разграниченных зон – уголков и центров, оснащённых достаточным количеством развивающих материалов. Оснащение уголков меняется в соответствии с комплексно-тематическим планированием образовательного процесса с учётом регионального компонента и традициями ДОО.

Предметно-развивающая среда в группах раннего возраста соответствует основному виду деятельности – манипулятивно-предметной, все предметы, окружающие детей, соразмерны их росту, руке и физиологическим воз­можностям. Пространственная организация среды в группах для детей рассчитана на возможность достаточно ши­роких, хорошо просматриваемых переходов от опоры до опоры. 2/3 игрового пространства насыщено дидактическими игрушками. 

Развивающая среда в младших группах содержит все виды деятельности, но направленность их связывается с предметной и игровой деятельностью.

В средних группах представлены все виды игр. Дети знакомятся с объемными и плоскостными модулями. Также представлены уголки всех видов деятельности.

В группах детей старшего возраста соблюдается зонирование различных видов детской деятельности по уголкам: познавательной, математической, экологической, речевой, исследовательской, двигательной, конструкторской, музыкальной. Игровые уголки соответствуют требованиям педагогики, психологии и санитарным нормам. Игрушки укомплектованы в тематические наборы и соразмерны руке ребёнка.

В дошкольных группах оборудование мелкого и среднего размера. Достаточно атрибутов для сюжетных и ролевых игр девочек и мальчиков.

В группах оборудованы уголки народного искусства (глиняные игрушки, деревянные матрёшки, предметы быта), материалы и оборудование для детской изобразительной деятельности (цветные и простые карандаши, краски акварельные, гуашь, фломастеры, пластилин, кисти и др.). Для нетрадиционных видов изобразительной деятельности имеются: тычки, палочки, тампоны, свечи, поролон.

В группах детей старшего дошкольного возраста в рамках реализации инновационного проекта оборудованы мини-художественные мобильные интерактивные мастерские и «интерактивные чемоданчики» с оборудованием для художественно-продуктивной деятельности.

Педагогами разработаны презентации и нетрадиционные пособия; оформлены тематические альбомы, подобраны атрибуты к сюжетно-ролевым, театрализованным, конструктивным играм.

Блок по социально – нравственному воспитанию представлен символикой России, предметами быта, альбомами из жизни народов России, росписями, пособиями и оборудованием для сюжетно – ролевых игр, фотоальбомами. Региональный компонент широко представлен во всех группах методическим и дидактическим материалом об истории, культуре, традициях, народных промыслах, природе Кубани.

Развивающая предметно-пространственная среда в группах компенсирующей направленности организована в соответствии с ФГОС ДО с учётом возрастных и психологических особенностей дошкольников с тяжёлыми нарушениями речи и задержкой психического развития и способствует реализации основных направлений развития детей.

Зонирование помещений продумано и решено таким образом, чтобы материалы, стимулирующие развитие речевых и познавательных способностей, располагались в разных функциональных зонах. Для этого в рамках помещения групп и помещения ДОО сформированы небольшие субпространства –так называемые уголки активности (далее – уголки). В каждом уголке содержится достаточное количество материалов для исследования и игры. Материалы заменяются по мере того, как дети приобретают новые навыки, знания, как появляются новые интересы.

Для формирования успешности и повышения самооценки, детям предоставлены возможности свободно экспериментировать с материалами, открывать для себя новое, опробовать идеи.
В РППС данных групп также внедрены элементы говорящей среды: оформлены центры по всем направления развития ребёнка: «Творим чудеса», «Веселые нотки, «Говорим правильно», библиотека художественной, природоведческой и краеведческой литературы, «Юный конструктор», «Волшебная мастерская», «Учимся считать», «Играем в театр».