Инновационная деятельность ДОО
К инновациям вместе с детьми и родителями!
Детский сад – краевая инновационная площадка
2020-2023гг
Тема проекта "Формирование основ финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста посредством игрового образовательного тренажёра"
Детский сад – краевая инновационная площадка
2018-2021гг
Тема проекта: "Развитие субъектных проявлений детей посредством директории мобильных интерактивных мастерских в условиях реализации федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования"
Детский сад – муниципальная сетевая инновационная площадка
2018-2021гг
(Приказ Департамента образования администрации муниципального образования город Краснодар от 09.10.2015 № 2014)
Тема проекта: "Формирование системы развития субъектности детей и педагогов в условиях внедрения федерального государственного стандарта дошкольного образования"
Детский сад – муниципальная инновационная площадка
2015 - 2018гг
(Приказ Департамента образования администрациимуниципального образования город Краснодар от 09.10.2015 № 1461)
Тема проекта: "Формирование системы развития субъектности детей и педагогов в условиях внедрения федерального государственного стандарта дошкольного образования"
Детский сад – краевая инновационная площадка.
2018 - 2021гг
(Приказ Министерства образования, науки и молодёжной политики Краснодарского края от 25.12.2017 № 5445)
Тема проекта: "Развитие субъектности детей посредством директории мобильных интерактивных мастерских в условиях внедрения федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования"
Мы приглашаем всех родителей к содружеству
и участию в наших проектах!
Те родители, с которыми мы уже давно знакомы, наверняка знают, какие интересные события и мероприятия проводятся в рамках проектов с нашими детьми и активно принимают в них участие.
Для родителей вновь поступающих детей мы расскажем, что такое проект, детская проектная деятельность и как она нужна нашим воспитанникам.
“Расскажи - и я забуду, покажи- и я запомню, дай попробовать- и я пойму”.
(китайская народная пословица)
А наш русский классик Л.Н.Толстой сказал:
«Знание только тогда знание, когда оно приобретено усилием мысли, а не памятью.
Так и ребенок усваивает все прочно и надолго, когда слышит, видит и делает все сам. Поэтому проектно-исследовательская деятельность занимает прочное место в работе нашего детского сада. Она стала интересным и увлекательным процессом, как для детей, так и для взрослых.
Стремление к контакту и взаимодействию с окружающим миром, желание находить и решать новые задачи является одним из важнейших качеств человека. Ребенок с самого рождения является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. Для него всё впервые: солнце и дождь, страх и радость.
Всем хорошо известно, что пятилетних детей называют «почемучками». Самостоятельно ребёнок не может найти ответ на все интересующие его вопросы – ему помогают педагоги.
Педагоги нашего детского сада широко используют метод проблемного обучения: проектной деятельности; игровые обучающие ситуации, продуктивные вопросы, развивающие логическое мышление; моделирование проблемных ситуаций, экспериментирование, опытно- иследовательскую деятельность, экспериментирование, решение кроссвордов, шарад, головоломок и т.д.
Проект – это прежде всего цель, принятая и осознанная детьми с помощью взрослых, актуальная для них. Проект – это детская самодеятельность, конкретное практическое творческое дело, поэтапное движение к цели.
Метод экологического проекта даёт возможность рассматривать и решать главную задачу экологического воспитания – формирование экологической культуры комплексно и системно в рамках всех образовательных областей образовательной программы дошкольного образования.
Проектная деятельность – это осознанная, рефлексируемая добыча новых знаний, в ней проявляются творческие способности, которые, в свою очередь, успешно развиваются в ходе самостоятельного поиска. Ее можно представить как:
- способ организации педагогического процесса, основанный на взаимодействии педагога и воспитанника;
- способ взаимодействия с окружающей средой;
- поэтапную практическую деятельность по достижению поставленной цели.
Природа творческого поиска едина как для взрослого, так и для ребенка. Поэтому проектно-исследовательская деятельность детей организуется по той же схеме, что и взрослого человека и включает следующие элементы:
- выделение и постановка проблемы (выбор темы исследования);
- выработка гипотез;
- поиск и предложение возможных вариантов решения;
- сбор материала;
- обобщение полученных данных;
- подготовка и представление проекта (сообщение, доклад, создание макета и т.п.)
При создании проекта в работе с детьми
мы используем метод 3-х вопросов:
1. Что мы знаем о… (природном объекте, предмете, природном явлении, событии…)?
2. Что мы хотим узнать…?
3. Что нам нужно сделать, чтобы это узнать…?
В деятельности ДОУ используем следующие типы проектов:
1) исследовательско-творческие: дети экспериментируют, а затем результаты оформляют в виде альбомов, буклетов, коллажей;
2) ролево-игровые (театрализованные постановки с элементами творческих игр, когда дети входят в образ персонажей сказки и решают по-своему поставленные проблемы);
3) информационно-практико-ориентированные: дети собирают информацию и реализуют ее, ориентируясь на социальные интересы (оформление и дизайн группы, выставки т.д.);
4) творческие (оформление результата в виде детского праздника, детского дизайна и т.п.).
На современном этапе развития дошкольного образования в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО) основным методом в образовании дошкольников является интегрированный метод обучения, который направлен на развитие личности ребёнка, его познавательных и творческих способностей.
Проект как раз и позволяет интегрировать задачи и виды детской деятельности и культурных практик из всех пяти образовательных областей образовательной программы дошкольного образования (ОП ДО). Например, давая детям полное представление о домашних животных, воспитатель знакомит их с ролью домашних животных в жизни человека, в речевой, продуктивной, двигательной деятельности, в произведениях писателей, поэтов, с передачей этих образов в народно-прикладном искусстве и творчестве художников- иллюстраторов.
Метод экологического проекта заслуживает должного внимания со стороны педагогов-дошкольников. Наряду с традиционными методами, экологический проект имеет ряд преимуществ и возможностей именно в условиях дошкольного учреждения, где вся развивающая среда создаётся только на благо ребёнка с учётом его возрастных и личностных особенностей, с учётом реальных возможностей детского сада и регионального компонента.
На первый взгляд проектная деятельность кажется малодоступной для ребёнка дошкольного возраста. Само слово «проект» отпугивает воспитателей от её широкого применения в дошкольной практике. Для того, чтобы переступить этот барьер, необходимо проникнуться этой идеей, серьёзно изучить этот метод, поверить в его успешность. Воспитатель должен обладать незаурядными экологическими знаниями, творческим потенциалом, умением проектировать свою собственную деятельность и тогда всё получится. К сожалению, остались незамеченными и неиспользованными позитивные стороны этого методы, как в образовании, так и в воспитании, хотя уже в то время метод проектов толковался в Российской педагогической энциклопедии как «система обучения, при которой учащиеся приобретают знания и умения в процессе планирования и выполнения постепенно усложняющихся практических заданий - проектов». В настоящее время метод проектов активно используется на Западе. В рамках современного видения экологический проект – уникальный метод в предшкольной подготовке, так как выступает в качестве средства формирования новообразований личности ребёнка: рефлексии, произвольности, внутреннего плана действий, что является одним из главных условий в сопровождении ребёнка по образовательному маршруту в период пребывания его в детском саду.
Психологи установили, что при переходе к школьному обучению дети предпочитают предметы «интеллектуального» цикла, отличающиеся новизной, в сравнении с деятельностью в детском саду, так как именно они обеспечивают насыщение познавательных мотивов, характерных для ведущей деятельности младшего школьника.
В экологических проектах развиваются и стабилизируются все компоненты готовности ребёнка к обучению в школе:
- личностная готовность формируется при тесном общении с природой, которое обеспечивает устойчивый эмоциональный фон для развития мотивационной сферы, адекватной оценки окружающего мира и своего «Я» в этом мире
- ребёнок приобретает богатый багаж знаний не только о самих объектах природы и человеке, но и научается планировать свою деятельность: ставить перед собой определённую цель и добиваться её, выполняя целый ряд последовательных действий
- действенное общение с природой, а не простое созерцание красоты, формирует у детей самые высокие качества и чувства: заботу и милосердие, уважительное отношение, способность быть коммуникабельным в обществе сверстников, потребность в общении с детьми и взрослыми, подчиняться общим интересам группы.
Метод экологического проекта открывает перед воспитателем большие возможности для становления нравственных начал ребёнка-дошкольника посредством более глубокого ознакомления с природным окружением, бытом, культурой и искусством людей своей малой Родины.
В совместной деятельности воспитателя и ребёнка в рамках нравственно-экологических проектов успешно решаются в комплексе задачи его нравственно - личностного развития: трудолюбие, гуманное отношение ко всему живому – доброжелательность, отзывчивость, заботливость; любовь к Родине, интерес к истории культуре родного края, людям-труженикам, воинам-победителям.
Сфера применения экологических проектов обширна: от процесса обучения до воспитания, развития личности ребёнка, целостного интегрированного педагогического процесса. Метод нравственно-экологических проектов помогает дошкольнику быть готовым к взаимодействию с окружающей природной и социальной средой, проявляя эмоционально положительное отношение к её объектам, чувство удивления и восторженности, применяя знания и умения в экологически значимой деятельности.
Метод экологического проекта также способствует расширению сферы практической творческой деятельности дошкольника и позволяет вывести педагогический процесс из стен детского учреждения в ближайший окружающий мир. В рамках экологического проекта можно проводить целый ряд интересных и необычных мероприятий: экологические практикумы, опыты, трудовые десанты, различные акции, не просто наблюдения -разведку на местности с рисованием маршрутов и карт, в которых каждый ребёнок может себя реализовать по своему желанию и возможностям.
Уважаемые родители!
С результатами инновационной деятельности детского сада Вы можете ознакомиться в блоке "Инновационный дневник", где отражаются все события и мероприятия.