Информация о реализуемых образовательных программах

пт, 01/09/2023 - 09:07

Вариативная часть Образовательной Программы МБДОУ №85 предполагает углубленную работу в познавательном, социально-коммуникативном и художественно-эстетическом развитии детей. Выбор данных направлений для части, формируемой участниками образовательного процесса, соответствует потребностям и интересам детей, а также возможностям педагогического коллектива и социальному запросу родителей (законных представителей).

Работа по реализации вариативной части Программы строится на основе:

-парциальной программы «Ладушки», И. Каплуновой, И. Новоскольцевой для детей групп раннего возраста от 1,5 до 3 лет, дополняющей содержание образовательной области «Художественно-эстетическое развитие»;

-парциальной программы «Мир Без Опасности» И.А. Лыковой для детей 3-8 лет, дополняющей содержание образовательной области «Социально-коммуникативное развитие»;

-парциальной программы «Экономическое воспитание дошкольников: формирование предпосылок финансовой грамотности», Банк России, Минобрнауки РФ для детей 5-8 лет, дополняющей образовательные области «Познавательное развитие» и «Социально-коммуникативное развитие»

1.    Парциальная образовательная программа «Ладушки», И. Каплуновой, И. Новоскольцевой (для детей раннего возраста) дополняет содержание образовательной области «Художественно-эстетическое развитие». Программа реализуется педагогическими работниками во всех помещениях, на всей территории ДОО, со всеми детьми групп раннего возраста от 1,5 до 3 лет
Цель: приобщение ребенка к миру музыкального искусства с учетом специфики раннего возраста через осуществление интегративного подхода к организации музыкальных занятий посредством сочетания музыки и движения, музыки и речи, музыки и изобразительной деятельности детей, музыки и игр в условиях специально организованных занятий.
Задачи:
-обогащать детей музыкальными впечатлениями
-развивать воображение и чувство ритма, желание музицировать
-способствовать раскрепощению в общении
-развивать творческую активность на материале русской культуры и на основе слияния детского восприятия и творчества
Принципы и подходы: 
-критериальный отбор музыкального содержания для целостного воспитания и развития ребенка-дошкольника
-интеграция разных видов художественно-творческой деятельности воспитанников на музыкальных занятиях
-особый характер взаимодействия педагога и ребенка: создание непринужденной и творческой обстановки
-ориентация на творческое осмысление музыки и музыкальной деятельности детьми дошкольного возраста, творческое самовыражение
-целостный подход в решении педагогических задач
-принцип последовательности, который предусматривает постепенное усложнение поставленных задач
-соотношение музыкального материала с природным, народным, светским и историческим календарем
-принцип партнерства
-принцип положительной оценки, что является залогом успешного развития музыкальных способностей и творчества детей дошкольного возраста.
Планируемые результаты реализации парциальной образовательной программы «Ладушки», И. Каплуновой, И. Новоскольцевой (для детей раннего возраста):
-у ребёнка развито воображение и чувство ритма в результате интегрированной художественно-творческой деятельности
-у ребёнка сформировано желание музицировать с использованием шумовых инструментов
-ребёнок ориентирован на творческое осмысление музыки и музыкальной деятельности, творческое самовыражение
-ребёнок раскрепощен в общении со взрослым и сверстниками в процессе музыкальной деятельности
-ребёнок проявляет активность и инициативность в разных видах художественно-творческой деятельности на интегрированных музыкальных занятиях.

2. Парциальная образовательная программа для детей дошкольного возраста «Мир Без Опасности», Лыковой И.А. дополняет содержание образовательной области «Социально-коммуникативное развитие». Программа реализуется педагогическими работниками во всех помещениях, на всей территории ДОО, со всеми детьми групп дошкольного возраста от 3 до 8 лет.
Цель: становление культуры безопасности личности ребёнка в процессе активной деятельности, расширение социокультурного опыта растущего человека, содействие формированию эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру и «Я-концепции». посредством моделирования образовательных ситуаций, отражающих взаимосвязь культуро-творчества и нормотворчества).
Задачи:
-формировать начальные представления о безопасности общества и государства через системное ознакомление ребенка с разными видами безопасности (витальная, социальная, экологическая, дорожная, пожарная, информационная и др.)
-расширять опыт и практические навыки безопасного поведения в различных жизненных ситуациях (дома, в детском саду, на улице, в транспорте, в общественных местах, в путешествии и др.)
-формировать навыки осмысления и практического освоения ребенком норм и пра-
вил безопасного поведения в организации своей жизни, в общении с природой и другими людьми, в процессе использования материалов, предметов, инструментов, оборудования как достижений культуры
Принципы и подходы:
-принципы антропоцентризма, культуросообразности, инициирования субъектности, минимакса
-принцип непрерывности образования на всех его уровнях, обеспечивает преемственность программ (целей, задач, содержания) дошкольного и начального общего образования.
Планируемые результаты реализации парциальной образовательной программы «Мир Без Опасности», Лыковой И.А.:
-в процессе детского культуротворчества у ребёнка сформированы такие значимые личностные новообразования, как: особая внутренняя позиция ребенка, творческое воображение, обобщение опыта, опираясь на которые ребенок начинает общаться с внешним миром;
-у ребёнка развита целенаправленная и продуктивная активность, расширен круг и содержание общения расширяются
-у ребёнка расширен опыт и практические навыки безопасного поведения в различных жизненных ситуациях (дома, в детском саду, на улице, в транспорте, в общественных местах, в путешествии и др.).
-ребенок имеет представление о разных видах безопасности (витальной, социальная, экологической, дорожной, пожарной, информационной)
-в процессе детского нормотворчества у ребенка сформированы нормы и правила безопасного поведения в организации своей жизни, в общении с природой и другими людьми, в процессе использования материалов, предметов, инструментов, оборудования как достижений культуры
-у ребёнка успешно сформировано сознательное восприятие целостной картины мира (опасно/безопасно, страшно/не страшно, болезнь/здоровье, больно/приятно, грустно/весело, слабый/сильный, разрушение/созидание, движение/покой, жизнь/смерть, часть/целое и др.).
-у ребёнка развит эмоционально-интеллектуальный процесс открытия ребенком окружающего мира и норм взаимодействия с другими людьми, природой, культурой.

3. Парциальная образовательная программа «Экономическое воспитание дошкольников: формирование предпосылок финансовой грамотности», Минобрнауки и ЦБ РФ дополняет содержание образовательных областей: «Познавательное развитие» и «Социально-коммуникативное развитие».  Программа реализуются педагогическими работниками во всех помещениях, на всей территории ДОО, со всеми детьми дошкольного возраста от 5 до 7 лет.
Цель: помочь детям пяти–семи лет войти в социально-экономическую жизнь, способствовать формированию основ финансовой грамотности у детей данного возраста
Задачи:
-научить детей понимать и ценить окружающий предметный мир (мир вещей как результат труда людей)
-уважать людей, умеющих трудиться и честно зарабатывать деньги
-осознавать взаимосвязь понятий «труд — продукт — деньги» и «стоимость 
продукта в зависимости от его качества», видеть красоту человеческого творения
-признавать авторитетными качества человека-хозяина: бережливость, рациональность, экономность, трудолюбие и вместе с тем — щедрость, благородство, честность, отзывчивость, сочувствие (примеры меценатства, материальной взаимопомощи, поддержки и т. п.);
-рационально оценивать способы и средства выполнения желаний, корректировать собственные потребности, выстраивать их иерархию и временную перспективу реализации;
-применять полученные умения и навыки в реальных жизненных ситуациях.
Принципы и подходы:
-научности и доступности 
-оптимальности в отборе содержания и определений
-учет возрастных и индивидуальных психических особенностей старших дошкольников, их интерес к экономическим явлениям как к явлениям окружающей действительности
-принцип тесной взаимосвязи нравственно-трудового и экономического воспитания (чем младше ребенок, тем теснее и глубже должна быть эта взаимосвязь)
Также реализация части Программы, формируемая участниками образовательных отношений, связана с условиями, традициями и укладом ДОО, что описано подробнее в рабочей программе воспитания (п. 2.8 Программы)
Планируемые результаты реализации парциальной образовательной программы «Экономическое воспитание дошкольников: формирование предпосылок финансовой грамотности»:
- ребёнок осознаёт смысл таких базисных качеств экономической деятельности людей, как экономность, бережливость, рациональность, деловитость, трудолюбие;
-ребёнок адекватно употребляет в играх, занятиях, общении со сверстниками и взрослыми знакомые экономические понятия (в соответствии с используемой Программой);
-ребёнок знает и называет разные места и учреждения торговли: рынок, магазин, ярмарка, супермаркет, интернет-магазин;
- ребёнок знает российские деньги, некоторые названия валют ближнего и дальнего зарубежья;
-ребёнок знает и называет разные виды рекламы, ее назначение, способы воздействия;
-ребёнок проявляет интерес к экономической деятельности взрослых (кем работают родители, как ведут хозяйство и т. д.);
-ребёнок объясняет различие понятий благополучия, счастья и достатка;
-ребёнок уважает людей, умеющих трудиться и честно зарабатывать деньги;
-ребёнок проявляет желание и стремление быть занятым полезной деятельностью дома и в детском саду, помогать взрослым.